Выкса-фестиваль – переименованный в этом году бывший Арт-овраг, проходит в небольшом городке Нижегородской области с оттепельного 2011 года. Заморозки сюда будто еще и не дошли. То ли добраться им так же непросто, как и жителям столицы, то ли соблюдение баланса между совриском и сложившимся жизнеустройством способствует стабильному его проведению. Во всяком случае, градообразующее, а заодно культурообразующее предприятие, – Выксунский металлургический завод – заполнило два летних уикенда насыщенной программой.
Раз в три года Арт-овраг, он же Выкса-фестиваль, меняет своего арт-директора. 2022 год – последний для Фёдора Павлова-Андреевича в этой должности. Говорят, его можно было застать на июльском пуле. Тогда он сам проводил экскурсию по городу в рамках проекта «По углам». Но пусть самого его в августе в Выксе уже не было, дело его живет. И естественно, дело его перформативно-театральное. Участниками всех проектов стали исключительно местные жители. Правило отказа от заезжих актёров досталось Павлову-Андреевичу в наследство еще от архитектора Олега Шапиро, взявшего курс на интеграцию выксунцев в фестиваль еще в 2014 году.
Сердцевина фестиваля этого года – придуманный Павловым-Андреевичем цикл «По»: «По углам», «По домам», «По цехам», «По водам». Это своего рода разноформатные экскурсии от местных жителей по Выксе. Приглашенный из Москвы режиссёр Андрей Маник вдохнул в них жизнь, сделав акцент на личных историях, связанных с семьей и городом. В «По углам» зрителей передают из рук в руки подростки (Ксюша Шлокова, Гриша Корочкин, Карина Теплова) , чья детская непосредственность раздражает тех, кто ожидает профессионального сторителлинга, и умиляет тех, кто отдался полностью атмосфере маленького города со всеми его особенностями – от способа вызова такси до манеры и тем разговоров. Помогают тинейджерам и взрослые выксунцы. Они принимают эстафету, рассказывая байки о злачных местах городского парка (за это отвечал обаятельный главный редактор сайта «Выксавкурсе» Станислав Гельц) или лучшие воспоминания о своей жизни (от жизнеутверждающей участницы всевозможных телепроектов Елены Садиковой) или делятся воспоминаниями о своей жизни. Безусловно, истории об участии в шоу Андрея Малахова или обучении вождению у отца – не самое важное в этом спектакле. К тому же, за десять минут обычно не успеваешь подключиться к каждому из героев, но это уже зависит от личности участника. За час перед глазами их проходит семь, что довольно гуманно для самих рассказчиков. Важно здесь – дух Выксы, со всей его похожестью на другие российские городки и уникальностью одновременно.
Гораздо большее подключение к участникам происходит во время спектакля «По домам». В моем случае по домам выксунцев водила Лариса Ивановна Балкина, родившаяся в Выксе и всю жизнь проработавшая на Металлургическом заводе. С ней небольшое путешествие превращается в проект о любви. Любви к городу и к людям, живущим в нём. Лариса Ивановна выступает не просто проводником и экскурсоводом, провожающим группу из одних гостей в другие, она цементирует этот спектакль – скрепляет его разрозненные элементы, объединяя совершенно не похожих друг на друга хозяев домов. (Возможно, такой же эффект происходил и в «По углам», когда проводником был Павлов-Андреевич, но об этом остается только догадываться). Трое хозяев радушно встречают гостей и провожают, кто во двор доставшегося по наследству деревянного дома, кто на кухню уже нового кирпичного, кто в гостиную некогда заводского общежития. Каждый потчует не просто фирменным блюдом, а блюдом с историей. Любитель путешествовать реставратор Андрей угощает лагманом, лучезарная жена заводчанина и любительница подсолнухов Светлана – уложенной солнцем пшенкой с тыквой, активистка и волонтер Наталья – сочниками по бабушкину рецепту, согласно которому, из-за отсутствия денег и продуктов вместо творога кладется крупа. Зрители не просто входят в жизнь выксунцев, они пробуют ее на вкус. И она оказывается и горькой, и сладкой, и солёной, и какой угодно еще, но только не пресной. Все это сдабривается рассказами о себе и о доме, об исполненных мечтах и о свершившихся открытиях. Лариса Иванова нахваливает хозяев так, будто это её родные дети. Открытость, искренность и душевная щедрость подкупают и вызывают головокружение как при переизбытке кислорода у горожанина в лесу.
На фото – спектакль “По цехам” / Фото предоставлено Выкса-фестивалем
«По водам» и «По цехам» менее масштабны в своем человеческом наполнении, но охватывают два важных для города места: водоемы и Выксунский металлургический завод. Путешествие по Верхневыксунскому пруду осуществляется на победившей в 2017 году конкурсе «Плот мечты» «Летающей прищепке». Пока конструктивистский красно-желтый тихоход бороздит «выксунское море», его капитан Валерий Худяков, рассказывает о своей многолетней связи с местными водами. Основатель и руководитель выксунского клуба парусного спорта, он сам занимается с детьми, о которых говорит с невероятной нежностью. Также трепетно он относится и к водоему, рядом с которым вырос. Валерий показывает на берег – где-то там виднеется его дом. И что-то в его рассказе есть невероятно романтическое. Родившийся у пруда, он в свое время ушел в авиацию, а теперь снова вернулся к воде.
Контрастом спектаклю «По водам» выступает променад «По цехам». Это больше все-таки промышленная экскурсия, которая и без фестиваля регулярно проходит на территории металлургического завода. Для конвертации в театральное действо режиссер снова добавляет вкрапления личных историй о жизни, о семье, и фантазии о музыке, которая подошла бы на заставку фильма о ВМЗ. Но все же все это теряется на фоне искрящегося и пыхтящего паром проката стальных нефтяных труб. Завод, украшенный муралом «Эволюция» Миши Most и фреской-триптихом Эрика Булатова «Стой и иди», самодостаточен в своей грандиозности. Завод – неоспоримый главный герой, о чем он напоминает заглушающим рассказчика шумом. И как ни крути, он прав. Помимо организации фестиваля завод занимается благоустройством и реставрацией, благотворительностью и соцпроектами. Но это отдельный разговор. А пока – шум.
Шум города входит в звуковую палитру «Хорохода-1». Созданный композитором Александром Маноцковым и куратором Катей Бочавар, он проходит на улице, прямо напротив супермаркета. Перформанс возникает будто из ниоткуда. Многочисленная живая реклама начинает расхаживать витиеватыми хороводами и распевать адреса, разложив на многоголосье. На протяжении получаса Выксунский большой хор совершает свой крестный ход, торжественно неся на себе, словно хоругви, изображения и названия местных магазинов и салонов услуг. Все распеваемые адреса так или иначе важны для горожан. Здесь и отдел ЗАГС, и Спорткомплекс «Металлург», и центральный рынок, и Иверский выксунский женский монастырь. Только выксунцы способны разгадать заклинание из адресов. Остальных же распевы убаюкивают и гипнотизируют, обращая слушателей в свою веру, а заодно и в потенциальных покупателей.
На фото – спектакль “По углам” / Фото предоставлено Выкса-фестивалем
Если «Хороход» стал премьерой этого года, то спектакль Алины Насибуллиной «Карамзин. Деревенский дневник» идет уже второй год. Хотя, с учётом нового пространства (в прошлом году действие проходило в ДК села Досчатое), нового художника (на этот раз приглашена Ваня Бауден) и новых участников (воспитанники реабилитационного центра «Пеликан» меняются, потому что либо возвращаются домой либо находят новую семью), о точной копии прошлогоднего действа вряд ли можно говорить. В массивных и грубых стенах ДК Речников дети разбрасывают обрывки бессюжетной пьесы Людмилы Петрушевской по разным помещениям и углам. В рекреации они перекидываются мячом и строчками, как детской считалкой. В темном музыкальном зале, сверкая фонариками, рассказывают пьесу как страшилку. В узких коридорах отрывки произведения выводятся мелом на стенах и безжалостно стираются. За многословной мозаичной первой частью идет вторая – безмолвная. Каждый из юных участников выбирает одного зрителя, и, держа за руку, молчаливо водит по классам. Остановки четко определены. Сначала вид на двор и на тусклую, утратившую былые яркие цвета детскую площадку – мол, вот моя жизнь. Затем – разворот на тщательно вымытое зеркало – а вот и я. Минута на остановку. И вот уже всех уводят в актовый зал – гигантский пустой куб с плесневелым потолком – и там каждому раздают по отрывку пьесы. Читаем по очереди. Больше себе, чем друг другу. За темной пустотой – снова свет. Выход к Оке, где дети, взявшись за руку встают в ряд. Только сейчас на фоне воды и отражающегося в нем закатного солнца заметно, что все они в одежде синих оттенков. Юные актёры словно растворяются в этой естественной и единственной свободе под названием природа. И это высвобождение из грузного и омертвелого ДК лучше любого хэппи-энда.
Парадоксально, насколько просты спектакли Выкса-фестиваля. Но насколько детально их хочется описать: каждое произнесенное слово и каждое сделанное движение участниками проектов. А делать какие-либо эстетические умозаключения – отнюдь нет. Театр уходит в сторону. В свете рампы – только выксунцы. Их признания в любви к Выксе, переходящие из спектакля в спектакль, влюбляют не столько в город, сколько в них самих. Ведь каждый из них важен и прекрасен, как и любой другой человек, живущий в большом городе или маленькой деревушке. И нет ничего ценнее его и его жизни. Как раз об этом в последнее время мы совсем забыли.
Источник: oteatre.info