Фото: Минпросвещения России
Педагоги, как и ученики, все время учатся. Постоянный обмен опытом – неотъемлемая и важная часть жизни преподавателей, ведь намного проще расти и развиваться в профессии вместе. И для такого диалога между учителями не существует границ.
Существуют проекты, которые позволяют российским учителям попробовать свои силы за пределами России, выйти за рамки своих привычных функций и обязанностей. К таким проектам относятся проекты «Российский учитель за рубежом», «Класс!» («Зур!»), «Сила ума». Каковы основные цели и задачи этих проектов, как стать их участником и зачем, рассказали эксперты онлайн-программы «Образовательная среда».
Диалог доверия и искренности
Проект «Российский учитель за рубежом» реализуется с того момента, когда в 2017 году небольшая группа учителей выехала в школы Таджикистана. Сегодня проект объединяет 350 учителей, которые преподают русский язык и предметы на русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья: Вьетнаме, Киргизии, Монголии, Сербии, Таджикистане, Узбекистане и Турции. Планируется, что в будущем преподавать в других странах сможет уже около 600 российских педагогов.
«Это больше чем просто преподавание русского языка и предметов на русском языке. Это наша своеобразная миссия, которая очень важна в настоящее время. Мы хотим сохранить диалог доверия и искренности между нашими народами», – сказал Сергей Малышев, и.о. директора Международного центра образования «Интердом» им. Е.Д. Стасовой.
Проект реализует Минпросвещения России и Международный центр образования «Интердом». К работе также подключены российские педагогические вузы.
Конкурсный отбор для педагогов
Для того чтобы принять участие в проекте «Российский учитель за рубежом», учителям нужно пройти конкурсный отбор.
«У нас появилось сейчас и тестирование дистанционное, и тестирование с профильным экспертом. С претендентом работают кадровые службы, специалисты «Интердома», он также проходит тестирование, составленное вузом-партнером, а потом к отбору подключается школа, где педагогу предстоит преподавать», – рассказывает эксперт.
Так, педагога ждет собеседование, причем представить свою кандидатуру ему предстоит не только российским экспертам, но и педагогам зарубежных школ. Важно, чтобы учитель не просто был профессионалом, но и нашел точки соприкосновения с конкретным школьным коллективом. Если беседа проходит успешно, то он получает приглашение на участие в проекте.
Список предметов, по которым будут набираться педагоги в каждом учебном году, формируют уже зарубежные школы, которые подключились к проекту. Они подают заявки и определяют, какие педагоги им нужны.
О том, что объявлен набор педагогов для участия в проекте «Российский учитель за рубежом», можно узнать на официальных сайтах и в группах в социальных сетях Минпросвещения России и «Интердома».
Не только классная, но и внеклассная работа
Сейчас наравне с проектом «Российский учитель за рубежом» существуют и другие инициативы, например проект «Сила ума», направленный на продвижение физико-математического образования за рубежом.
«Задача нашего проекта – создать кружок, в котором ребенку на бытовых и простых примерах смогут объяснить сложную теорию», – рассказал Арсений Парфенов, руководитель проекта по популяризации физики и математики за рубежом «Сила ума».
Это позволяет заинтересовать ребят в программе и помочь им определиться с будущей профессией. Сейчас в программе участвуют 430 ребят из 26 зарубежных школ. В учебные заведения поставляется необходимое оборудование, например лаборатории, которые позволяют педагогам вместе с ребятами проводить опыты по физике и другим предметам.
«Мы рассказываем, что физика и математика – это весело. И учить их нужно всем, не разделяясь на технарей и гуманитариев», – отметил эксперт.
Также российские педагоги принимают участие в российско-узбекском проекте «Класс!» («Зур!»). Сегодня более 150 специалистов преподают в школах Узбекистана – это учителя и методисты, которые помогают ребятам и педагогам осваивать русский язык.
Учителя чувствуют поддержку и защищенность
Для учителя в зарубежной школе создаются все необходимые условия. Кроме того, переехать он может вместе с семьей. Для педагога и его близких будет сниматься квартира за счет той школы, где он будет преподавать.
Перед отъездом учитель заключает договор с «Интердомом» и на протяжении всего времени работы получает зарплату от организации – она сразу переводится в национальную валюту той страны, где он работает.
При этом педагог числится российским учителем и сохраняет все те социальные гарантии, которые он имеет, работая в России.
На новом рабочем месте учитель не остается один на один с новой средой: его постоянно курируют как местные ведомства, так и российские. Он также поддерживает связь с российскими экспертами.
Каждый год Минпросвещения России выбирает вузы-операторы, эксперты которых методически сопровождают учителей, помогают им выстраивать образовательный процесс.
Причем методика постоянно развивается. Например, российские эксперты изучают потребности зарубежных школ, где ведется преподавание на русском языке. Сейчас они рассматривают возможность индивидуальной работы с каждым ребенком – это позволит выявить его слабые места и пробелы в знаниях и помочь ему восполнить этот материал, причем как на уроках, так и на дополнительных занятиях.
Миссия – быть российским педагогом
Учитель, который выезжает за рубеж, должен осознавать, что он является представителем России. Чаще всего в зарубежной школе российский педагог преподает год. Иногда он может оставаться на одном месте и в течение нескольких лет, но чем больше учебных заведений сможет охватить проект, тем лучше.
Как отмечает Сергей Малышев, сегодня важно познакомить как можно больше зарубежных школ с лучшими российскими образовательными практиками. Проекты «Учитель за рубежом», «Класс!» («Зур!»), «Сила ума» помогают педагогам обмениваться опытом и создавать единое сообщество учителей, которые преподают за рубежом на русском языке.
Тем более, как отметила Светлана Кабанова, учитель русского языка научно-образовательного комплекса «Школа Ломоносова» Бишкека (Киргизия), дети везде одни и те же: они озорные, пытливые, порой непоседливые и капризные, но думающие, а самое главное – стремящиеся получить знания.
И для будущего таких ребят и создаются все эти образовательные проекты. Они позволяют им не только поступать в ведущие вузы и участвовать в олимпиадах, но и, конечно, познавать мир вокруг и находить свое место в нем.
Источник: edu.ru