С момента ухода мейджоров с российского рынка прошло более полугода. За это время отечественный кинобизнес успел пережить все фазы принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Портал Профисинема анализирует сложившуюся вокруг параллельного проката в России ситуацию.
Первые ласточки и летучие мыши
Первой громкой отменой за несколько дней до запланированного на 3 марта релиза стал «Бэтмен». Проект был локализован, и дистрибьютору выдано прокатное удостоверение от Министерства культуры. Практически сразу лента появилась на пиратских сайтах: посмотреть фильм мог каждый, и интернет-ресурсы не блокировались. Спустя полтора месяца картина все же добралась до кинотеатров, но с оговорками: в первом случае показ представлялся как частная инициатива – «арт-перформанс и художественный комментарий на уход голливудских студий с российского рынка»; во втором – как аренда кинозала Каро Атриум для личных нужд. Тем не менее, в обоих случаях осуществлялась продажа билетов.
Со временем пиратский показ «Бэтмена» «легализовался»: на ЕАИС появилась официальная дата релиза (не совпадает с началом «широкого» показа картины в кинотеатрах) и сборы. С точки зрения обновленного российского законодательства, показ «Бэтмена» можно считать легальным: указ президента РФ от 27.05.2022 №322 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями» позволил производить расчет в рублях. Впрочем, такая акция стала фактически единичной.
Похожим образом ситуация развивалась вокруг «Морбиуса», релиз которого ожидался 24 марта, но был отменен: в июле на ЕАИС появилась официальная дата релиза и информация о сборах.
Широкого маркетингового сопровождения у лент не было: даже постеры повесил далеко не каждый кинотеатр. Все ли отчитались о продаже билетов на «черный» и «серый» показ в ЕАИС – остается риторическим вопросом.
Дата релиза |
Название сеанса |
Сборы |
Период проката (*прокат продолжается) |
Роспись |
---|---|---|---|---|
16.06.2022 |
Бэтмен |
79 613 966 |
100 дней* |
258 к/т |
07.07.2022 |
Морбиус |
6 118 549 |
79 дней* |
53 к/т |
«Предсеансовое обслуживание»: в мультивселенной безумия
1 августа стало известно, что объединенная киносеть Синема парк и Формула кино ввела услугу «кинопродукт»: в рамках «предсеансового обслуживания» зрителей приглашали на отечественный фильм, перед которым анонсировали показ голливудского блокбастера. Однако к моменту обнародования этой информации кинотеатры использовали схему уже несколько недель. По мнению директора объединенной сети Алексея Васясина, «ключевая задача этих показов — привлечение внимания к ситуации с кинотеатрами, создание единого плана выхода из кризиса. Вторая задача — повысить доходы российской киноиндустрии». В этот же день крупнейшая киносеть отказалась от «серой» схемы. Впрочем, ее примеру последовали далеко не все.
К концу сентября кинотеатры по всей стране демонстрируют отечественные короткометражки в связке с голливудскими блокбастерами. Но далеко не всех устраивает подобная «бизнес-модель». На условиях анонимности руководитель небольшой региональной сети поделился с редакцией Профисинема своим мнением: «Мы сознательно не работаем с пиратским контентом. Нужно заметить, что без должного пиара и маркетингового сопровождения сеансы «кинопродуктов» приносят весьма низкие сборы, а репутационные потери очень велики».
Другой источник на условиях анонимности рассказал, как в кинотеатрах появляются DCP-копии блокбастеров: «Здесь на помощь приходят специальные Telegram-каналы – то есть буквально скачиваем из Интернета. «Подготовленные» к показу DCP-копии продаются в твердый счет, цена колеблется от 5000 до 100000 рублей, в среднем платим по 20000 рублей за ключ».
Короткометражные фильмы, на которые кинотеатры продают билеты, с завидной регулярностью повторяются. Точная дата релизов «кинопродуктов» неизвестна, прокат продолжается.
Голливудский блокбастер |
Отечественные картины в паре |
---|---|
«Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» |
«Одинокий монстр выходит к людям», «Ушла по-чеховски», «Быстрые свидания», «Бабки», «Яблоня» |
«Топ Ган: Мэверик» |
«Быстрые свидания», «Приключения царя», «Ушла по-чеховски», «Немодный тип», «Небо», «Яблоня» |
«Тор: Любовь и гром» |
«Быстрые свидания», «Ушла по-чеховски», «Вижу», «Приключение царя», «Яблоня» |
«Миньоны: Грювитация» |
«Кощей. Начало», «Выхожу на бой», «МУЛЬТ в кино. Выпуск №147», «Ушла по-чеховски», «Приключение царя», «Небо», «Суворов», «Веселый калейдоскоп», «Яблоня», «Вижу» |
«Мир Юрского периода: Господство» |
«Быстрые свидания», «Митинг on/off», «Кивиак», «Бум-Бум», «Дочь рыбака», «Яблоня», «Вижу» |
«Фантастические твари: Тайны Дамблдора» |
«Быстрые свидания», «Кивиак», «Митинг ON/OFF», «Яблоня», «Вижу», «Обратимая реальность» |
Как правило, каждый кинотеатр выбирает для себя одну из общего списка короткометражек и показывает ее после каждого сеанса американского блокбастера.
Рис. 1. Кинотеатр в г. Наро-Фоминск
Интересно, что набор короткометражных картин весьма ограничен, по всей стране «гуляют» одни и те же фильмы.
Рис. 2. Кинотеатр в г. Екатеринбург
Отчисления правообладателям короткометражных фильмов (в редком случае – полнометражных) составляют от 7 до 15%. Они позволяют легально отчитываться в ЕАИС за продажу билетов на пиратские сеансы. Остальное, за вычетом платы за ключ, остается кинотеатру.
Название фильма |
Сборы (июль 2022 – сентябрь 2022) |
Сеансы (июль 2022 – сентябрь 2022) |
---|---|---|
Вижу |
17 155 571 |
5 066 |
Выхожу на бой |
9 154 089 |
3 974 |
Ушла по-чеховски |
7 697 688 |
3715 |
Быстрые свидания |
6 959 468 |
1896 |
Небо |
3 302 794 |
1073 |
Приключения царя |
2 313 965 |
976 |
Обратимая реальность |
2 156 358 |
288 |
Митинг on/off |
2 008 176 |
1018 |
Суворов. Великое путешествие |
802 969 |
442 |
Одинокий монстр выходит к людям |
нет данных |
нет данных |
Кивиак |
нет данных |
нет данных |
Отсутствие данных на некоторые фильмы лишь подчеркивает, что отчетность не соблюдается в полной мере. Официальные сборы подтверждают, что «озолотиться» на параллельном показе не получается. Однако определенная выгода существует. Из статистики по сеансам можно составить мнение о количестве «серых» показов в обозначенный период.
«Фундаментальное отличие показа «Бэтмена» от «Доктора Стрэнджа» или «Топ Гана» заключается в том, что у этих фильмов отсутствует прокатное удостоверение, у них нет правообладателя на территории РФ, и не было заключено никакого соглашения с правообладателем. И кинотеатр, публично демонстрирующий такой контент, попадает под 3 статьи КОАП и 1 статью Уголовного кодекса», – комментирует ситуацию член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Сергей Пирожков.
В действительностисвоеобразный механизм, на котором строилась не только система прозрачности в последнее десятилетие, но и некоторое цензурирование, теперь оказывается под угрозой. В конечном счете игнорирование существующей проблемы ведет только к тотальному беззаконью. Более того, в текущей ситуации некоторые кинотеатры прибегают к откровенно «черным» схемам показа, продавая билеты на нелегальные сеансы.
Источник: proficinema.ru