Три актрисы МТЮЗа сыграют пластическую версию монопьесы Кокто

Три актрисы МТЮЗа сыграют пластическую версию монопьесы Кокто

15 октября на площадке МТЮЗа «Игры во флигеле» пройдёт премьера пластической постановки «Человеческий голос» по одноимённой пьесе Жана Кокто. Автор спектакля — режиссёр и хореограф Виктория Арчая.

Первые показы «Человеческого голоса» ещё до официальной премьеры прошли в Петербурге на фестивале «Балтийский дом-2022» — там МТЮЗ представил блок камерных работ молодых режиссёров: вместе с «Человеческим голосом» сыграли «Пятую печать» Елизаветы Бондарь и «Семью Грей» Андрея Гончарова.

«Человеческий голос» Кокто — возможно, самая знаменитая монопьеса мирового репертуара. Она несколько раз экранизирована — в первой киноверсии, снятой Роберто Росселлини, сыграла Анна Маньяни, в новейшей картине Педро Альмодовара — Тильда Суинтон. «Человеческий голос» ставят не только на различных драматических сценах, но и в музыкальном театре: на основе этого текста написана последняя опера Франсиса Пуленка. Однако в МТЮЗе выпускают пластическую версию истории о женщине с телефонной трубкой, причём в спектакле принимают участие одновременно три актрисы: Илона Борисова, Полина Одинцова и Алла Онофер. И хотя в репертуаре МТЮЗа есть музыкальные спектакли и даже мюзиклы, подобный опыт для театра можно считать новым. Любопытно, что автор премьерного «Человеческого голоса» Виктория Арчая встретилась с коллективом театра в работе над драматическим спектаклем — она создавала хореографию для недавней премьеры Камы Гинкаса, спектакля «Отец Сергий» по повести Льва Толстого.

Три актрисы МТЮЗа сыграют пластическую версию монопьесы Кокто

На фото — сцена из спектакля «Человеческий голос» © Елена Лапина

МТЮЗ подчёркивает в пресс-релизе, что для создателей постановки была важна не привычная и очевидная ассоциация (человеческий голос как звук речи), а более глубинное понимание «человеческого голоса» как «голоса тела». Помещая три образа одиночества в самое камерное пространство театра — белую комнату «Игры во флигеле», — Виктория Арчая и её соавторы пробуют «через пластику тела, ритм, тембр, через движение передать звучание знаменитого первоисточника». «Три героини соединяются и отталкиваются в пространстве бесконечного ожидания, — поясняет театр в пресс-релизе. — Они делят друг с другом одиночество и бессилие, смирение и надежду. Их истории наслаиваются, создавая узлы новых смыслов, и встречаются в общей точке проживания и нового рождения».

«Мне было интересно это переключение между вербальным текстом и невербальным, телесностью, между открытым, аутентичным телом — или совсем маленьким честным жестом», — поясняла Виктория Арчая местным СМИ во время петербургских показов «Человеческого голоса».

Виктория Арчая — балетмейстер, режиссёр, танцовщица и педагог-хореограф. Окончила Московский губернский колледж искусств (кафедра народного танца) и Московский институт культуры (кафедра современной хореографии и танцев народов мира ). Художественный руководитель и хореограф Независимой компании современного танца «Libertatem» (с 2018). В числе спектаклей, которые Арчая создала как хореограф-режиссёр и исполнитель, — «Триптих. Автопортрет», «Гауди», «0,5 пустоты», «Ти-ре», «Эпиметей», «Индекс 011235». В 2021-2022 — руководитель танцевальной группы Воронежского Камерного театра.

Источник: oteatre.info